buster.nsh@gmail.com

   
   
  ENGLISH   VERSION
 
     
 

ГЛАВНАЯГОСТЕВАЯ

 
 
 

СЦЕНАРИИ

Пояснительная записка относительно произведений Михаила Ахманова, предлагаемых для экранизации

Данные материалы предназначены не для обычных посетителей сайта, а для продюссеров и режиссеров, интересующихся экранизацией моих произведений. В них содержатся краткие сведения об авторе, список публикаций и синопсисы девяти романов, которые могут быть использованы для создания сценариев. В основном я отобрал те вещи, в которых действие происходит на Земле в наши дни, что не требует сложного реквизита (за исключением исторических произведений). Представлены три группы романов: приключенческие (не фантастика): "Крысолов", "Массажист" и дилогия "Наемник", "Наследник"; фантастические: "Я - инопланетянин", "Кононов Варвар", "Заклинатель джиннов"; исторические (c элементом фантастики): "Страж фараона" и дилогия "Флибустьер", "Ворон". Исторические романы я включил в связи с тем, что это редкий жанр - возможно, они вызовут интерес. Все произведения могут быть предоставлены в виде книг или компьютерного текста на дискете. На мой взгляд, для экранизации более всего подходят вещи из первой группы (начиная с "Крысолова") и "Кононов Варвар" (комедия). Если возникнет желание ознакомиться с другими моими произведениями, перечисленными в библиографии, могу выслать книги и компьютерные файлы.

НАХМАНСОН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

псевдоним - Михаил Ахманов, писатель и переводчик, кандидат физ.-мат. наук, член Союза писателей Санкт-Петербурга

Почтовый адрес: Россия, 192281, Санкт-Петербург, а/я 84,
М.С.Нахмансону.
E-mail: buster.nsh@gmail.com

 

БИОГРАФИЯ

Родился 29 мая 1945 г в Ленинграде. Закончил Физический факультет Ленгосуниверситета, закончил аспирантуру и в 1971 г защитил диссертацию; кандидат физ-мат. наук. С 1971 по 1992 гг. занимался физикой твердого тела, компьютерной физикой и проблемами спектрального анализа; руководил лабораторией в Институте научного приборостроения, опубликовал около ста научных работ, в том числе три книги. С 1991 года начал переводить с английского (литературный перевод), затем стал писать оригинальные произведения. В настоящее время - профессиональный литератор, член Союза писателей Санкт-Петербурга. Работаю в приключенческом и фантастическом жанрах, сотрудничаю с рядом российских издательств, газетами, журналами, пишу научно-популярные книги. Начиная с 1992 года выпустил около сотни книг совокупным тиражом более трех миллионов экземпляров (переводы, переиздания, оригинальные произведения - под различными псевдонимами).

                            БИБЛИОГРАФИЯ

                      Фантастика и приключения

   Дилогия "Скифы пируют на закате",   1996-2005 гг, "ЭКСМО",
   "Странник, пришедший издалека"      8 переизданий, общий тираж
                                       115 000 экз.

   Дилогия "Другая половина мира",     1997 г, "ЭКСМО", 472 стр.
   "Пятая скрижаль кинара"             общий тираж 27 000 экз.

   Дилогия "Тень Ветра", "Тень Земли"  1998-2005 гг, "ЭКСМО",
                                       4 переиздания, общий тираж
                                       70 000 экз.

   "Капитан Френч или В Поисках        1998 г, "ЭКСМО", тираж 14 000
   Рая" (совместно с Крисом Гилмором)

   "Крысолов"                          2000-2004 гг, "ЭКСМО", "Лениздат",
   (детективный роман)                 "Фолио-Пресс", 3 переиздания,
                                       общий тираж 27 000 экз.

   "Солдат удачи"                      2001-2006 гг, "ЭКСМО",
                                       4 переиздания, общий тираж
                                       36 000 экз.

   "Я, инопланетянин"                  2002-2006 гг, "ЭКСМО",
                                       4 переиздания, общий тираж
                                       35 000 экз.

   "Мир Смерти. Недруги по разуму"     2001 г, "ЭКСМО", 2 переиздания,
   (совместно с Гарри Гаррисоном)      общий тираж 24 000 экз.

   "Кононов Варвар"                    2003-2004 гг, "ЭКСМО",
                                       2 переиздания, общий тираж
                                       21 000 экз.
   Сокращенный вариант романа на       2003 г., "Solaris", в сборнике
   польском "Kononow Barbarzynca"      "Wilcza krew"

   Дилогия "Среда обитания",           2003-2005 гг, "ЭКСМО",
   "Ливиец"                            3 переиздания, общий тираж
                                       47 000 экз.

   Дилогия о Иваре Тревельяне:         2005-2006 гг, "ЭКСМО",
   "Посланец небес", "Далекий Сайкат"  3 переиздания, общий тираж
                                       37 000 экз.

   "Последняя битва"                   2002 г, "АСТ", тираж 3 000 экз.
   (завершающий роман к дилогии
   С.Ланье об Иеро)

   "Страж фараона"                     2001-2003 г, изд-во "Крылов",
   (исторический роман)                3 переиздания, общий тираж
                                       13 000 экз.

   Дилогия "Наемник", "Наследник"      2002-2004 гг, изд-во "Крылов",
   (приключенческие романы)            "Фолио-Пресс", "Лениздат",
                                       5 переизданий, общий тираж
                                       59 000 экз.

   Дилогия "Флибустьер", "Ворон"       2004-2006 гг, изд-во "Крылов",
   (исторический роман)                4 переиздания, общий тираж
                                       23 000 экз.

   Дилогия "Путь на юг", "Океаны       2004-2005 г, изд-во "Крылов",
   Айдена"                             4 переиздания, общий тираж
                                       41 000 экз.

   "Массажист"                         2004 г, "Лениздат", тираж 7 000 экз.
   (детективный роман)

   Тетралогия "Пришедшие из мрака":    2005-2006 гг, "Лениздат", общий
   "Вторжение", "Ответный удар",       тираж 47 000 экз.
   "Бойцы Данвейта", "Темные небеса"

   "Заклинатель джиннов"               2006 г, "Лениздат", тираж 9 000 экз.

   Цикл романов о Конане Варваре       1995-1997 гг, "Тролль",
   (под псевдонимом Майкл Мэнсон):     "Северо-Запад", общий тираж
   "Дар Митры", "Небесная Секира",     200 000 экз.
   "Грот Дайомы", "Сердце Аримана"

   Цикл романов о Ричарде Блейде       1994-1998 гг, "ВИС", "Северо-Запад"
   (под псевдонимом Дж.Лэрд)           общий тираж 330 000 экз.

                Научно-художественные произведения

   "Настольная книга диабетика"        1998-2006 гг, "Изд. Дом "Нева",
   (совместно c Х.Астамировой)         "ЭКСМО", 16 переизданий, общий
                                       тираж 120 000 экз.

   "Большая энциклопедия диабетика"    2003-2006 г, "ЭКСМО",
   (совместно c Х.Астамировой)         3 переиздания, общий тираж
                                       14 000 экз.

   "Первая помощь диабетику"           2005 г, "ЭКСМО", тираж 10 000 экз.
   (совместно с Х.Астамировой)

   "Диабет: стратегия выживания"       1999-2004 гг, "Фолио-Пресс",
   ("Стратегия жизни при диабете")     "Невский проспект",
                                       6 переизданий, общий тираж
                                       50 000 экз.

   "Диабет в пожилом возрасте"         2000-2006 гг, "Невский проспект",
                                       12 переизданий, общий тираж
                                       114 000 экз.

   "Сладкое без сахара",               2002-2005 гг., "Тесса", "ЭКСМО",
                                       3 переиздания, общий тираж
                                       20 000 экз.

   "Диабет - не приговор!"             2003-2005 гг., "Невский проспект",
                                       2 переиздания, общий тираж
                                       16 000 экз.

   "Диабет: Последние новости"         2006 г., изд-во "Крылов",
                                       2 переиздания, общий тираж
                                       8 000 экз.

   "Как поступить в американский       2000 г, "Литера", тираж 5 000 экз.
   университет и обучаться в нем 
   бесплатно"

   "Вода, которую мы пьем" (книга      2002-2006 гг., "Невский проспект",
   о питьевой воде и ее очистке)       "ЭКСМО", 2 переиздания,
                                       общий тираж 13 000 экз.

   "Оглянись - пришельцы рядом!"       2005 г., "Яуза", "ЭКСМО",
                                       тираж 4 000 экз.

                         Переводы с английского

   Д.Глейк "Хаос. Создание новой       2001 г, "Амфора"
   науки"

   Шон Дуглас Мэлори "Тайна            2004 г, "Яуза", "ЭКСМО",
   "Ангара-18". Доля ангелов"

   Филип Фармер сериал "Мир Реки":     1991-2002 гг, "Русская тройка",
   "Восстаньте из праха", "Сказочный   "Ювента", "Тролль","АСТ",
   корабль", "Темный замысел",         "Северо-Запад Пресс"
   "Магический лабиринт", "Река
   Вечности"

   Стерлинг Ланье "Путешествие Иеро",   1991-2002 гг, "Северо-Запад",
   "Иеро не забыт"                      "Сфинкс СПб", "Эгос", "АСТ",
                                        "Северо-Запад Пресс",

   Энн Маккефри сериал "Всадники Перна":  1992-2002 гг, "Северо-Запад",
   "Полет дракона", "Странствия дракона", "Артлик", "Лейла", "ЭКСМО"
   "Белый дракон", "История Нерилки",
   "Отщепенцы Перна", "Все вейры Перна"

   Э.Э."Док" Смит сериал "Ленсмены":   1993-2001 гг, "СПИКС", "АСТ",
   "Трипланетие", "Первый ленсмен"      "Северо-Запад Пресс"
   "Галактический патруль", Серый
   ленсмен"

   Дж.Лорд сериал о Ричарде Блейде     1992-1998 гг, "ВИС", "Деймос",
                                       "Северо-Запад", "Армада"

С И Н О П С И С Ы

КРЫСОЛОВ

Иронический детектив о Дмитрии Хорошеве, молодом петербургском математике, и его возлюбленной - они, волею судеб, столкнулись с мрачной тайной, доставшейся России в наследство от секретных служб бывшего СССР.

Дмитрий, безработный ученый, поддерживает свое существование составлением компьютерных прогнозов и другими работами, выполняемыми для коммерческих фирм. В этих кругах он весьма популярен и получил прозвище "Крысолов", так как обладает искусством выслеживать "крыс" - всевозможных финансовых мошенников. Дмитрий умен, ироничен и не лишен авантюризма.

Внезапно ряд странных личностей начинают интересоваться его приятелем Сергеем Арнатовым, талантливым психологом, который занялся эзотерической практикой, открыл под именем Сержа Арнати Центр магии и чародейства и сильно разбогател. Сергей вскоре гибнет, и в руки Дмитрия попадает набор загадочных артефактов, которыми с успехом пользовался его приятель. Это гипноглифы, то есть предметы, способные мгновенно влиять на человеческую психику - лишать памяти, пробуждать необоримое эротическое влечение, даровать власть над людьми и т.д. Выясняется, что гипноглифы, по сути дела, - психотронное оружие, созданное профессором Косталевским, шефом покойного Сергея, в секретной лаборатории псионики.

После всевозможных приключений, в ходе которых Дмитрию приходится отбиваться то от криминальных авторитетов, то от от лиц, которых он считает агентами ЦРУ, то оказывать помощь ФСБ (все эти структуры охотятся за гипноглифами), он встречается с Косталевским, который тоже разыскивает свое утерянное изобретение. Оказывается, что цель у них одна - уничтожить гипноглифы, чтобы они не попали в руки властьимущих. Но поздно; слишком многие знают об этих артефактах и борются за обладание ими. Вначале Дмитрий считает, что овладеть тайной стремятся шпионские ведомства, ЦРУ и ФСБ, а также российские мафиози, но, после проведенного расследования, выясняется, что за ними стоят более могущественные люди - сообщества крупных финансистов и политиков, негласных правителей мира.

С помощью Косталевского Дмитрию удается найти алгоритм воздействия гипноглифов на психику. Пользуясь этим алгоритмом, он составляет на компьютере их описание - некий закодированный текст, который заставляет каждого, кто его прочел, забыть о существовании гипноглифов. Текст получают все заинтересованные лица, а гипноглифы Дмитрий уничтожает - все, кроме гипноглифа власти. Этот сувенир он, на всякий случай, оставляет себе.

Примечания:

1. Действие происходит в наши дни, в Петербурге, на Карельском перешейке, а также на испанском курорте под Малагой. При необходимости экзотические испанские сцены можно заменить Крымом или Кавказом, а Малагу - Ялтой или Сочами.

2. Роман допускает продолжение и может быть развернут в сериал.

МАССАЖИСТ

Психологический детектив о противостоянии преступника и сыщика; место действия - Петербург, время - наши дни. Фактически "Массажист" является продолжением "Крысолова", хотя главные герои - разные лица. Оба произведения связаны местом и временем действия, а также одним из второстепенных персонажей.

Массажист, владеющий тайнами тибетской медицины, ведет двойное существование: в первой своей ипостаси он - уникальный целитель, во второй - хладнокровный безжалостный преступник. Его тайная страсть - предметы старины, редкий антиквариат, драгоценные камни, картины. Имея обширную клиентуру среди пожилых людей, он выбирает тех, кто одинок, болен и владеет чем-нибудь ценным, каким-либо раритетом, пробуждающим его алчность; таких пациентов он убивает с помощью своего искусства и грабит. Факт убийства доказать невозможно, так как пациенты гибнут от инсульта или инфаркта; массажист умеет стимулировать скоропостижную смерть от этих недугов. Сыщик, сотрудник уголовного розыска, который ведет расследование причин смерти стариков, раскрывает тайные мотивы преступления, находит преступника и понимает, что его усилия тщетны: ничего доказать нельзя. Только одним способом можно уничтожить массажиста-убийцу - способом, который лежит вне рамок закона и привычной логики...

ДИЛОГИЯ "НАЕМНИК", "НАСЛЕДНИК"

Дилогия посвящена жизни, любви и приключениям Алексея Каргина, бывшего спецназовца и капитана российской армии, бывшего офицера Французского Иностранного легиона, воевавшего почти на всех материках планеты. Его девиз - солдат должен сражаться; и он сражается отчаянно, не столько за собственную жизнь и родину, отринувшую его, но за высшие ценности воителя: гордость, достоинство, честь.

"Наемник"

Каргин происходит из семьи потомственных офицеров, род свой ведет от кубанских казаков, и его отец, отставной генерал, некогда воевал в Афганистане. С матерью сложнее - мать Каргина родилась в Москве во время войны и отца своего не знает. Покойная бабка Тоня, служившая переводчицей в американском посольстве, ее "нагуляла", а от кого, о том до поры, до времени неведомо.

В детстве Каргин скитался с родителями по военным гарнизонам, а в начале восьмидесятых, когда отца перевели в Афганистан, был уже юношей и курсантом Рязанского училища ВДВ, где есть отделение, готовящее спецназовцев-разведчиков. Закончив его, он стажировался в испанском языке на Кубе, затем год провел в Никарагуа в качестве офицера-инструктора - сражался против контрас в рядах сандинистов президента Ортеги. Был ранен, едва не умер, снова попал на Кубу, вылечился, встал на ноги; затем его направили в Москву, в Школу внешней разведки, где он проучился три года, после чего был зачислен в элитное подразделение "Стрела".

"Стрела" являлась командой быстрого реагирования; ее задачи состояли в том, чтобы тайно, но эффективно разрешать конфликтные ситуации в различных точках земного шара - разумеется, те, которые угрожали безопасности России. Каргин прослужил в "Стреле" около четырех лет, участвовал в ряде операций на Ближнем Востоке, в Сербии, Хорватии и Боснии, а во время октябрьских событий 1993 года оказался в Москве. "Альфа", "Стрела" и тому подобные подразделения отказались участвовать в штурме Белого Дома. Одних простили, других - нет; что касается "Стрелы", то она была расформирована, и ее бойцы ушли в другие структуры армии, ФСБ и МВД либо пустились в плавание в море частного бизнеса.

Каргин выбрал другой путь - стал наемником и, заключив трехлетний контракт с Французским Иностранным Легионом, сражался в Руанде, Анголе, Югославии, Сомали, Заире. Был снова ранен, был контужен и в мае 1997 г., по завершении контракта, возвратился в Москву и начал искать новое место службы.

Может возникнуть мысль, что Каргин - авантюрист и кондотьер или один из тех российских воинов, которые, после того, как рухнул Советский Союз, разбрелись по свету в поисках денег и удачи. Отчасти это верно, но лишь отчасти, ибо медаль имеет две стороны. Другая ее сторона - трагическая: мироощущение человека, лишившегося места в жизни, узнавшего, что его мастерство, отточенное годами, преданность родине, верность присяге и пролитая кровь никому не нужны, и цена им в новой России - грош в базарный день. В такой ситуации один сломается и сопьется, другой плюнет и пойдет телохранителем к жулику-банкиру, третий будет мучительно размышлять над тем, что делать, как сохранить самоуважение и честь.

Этот третий - Алексей Каргин.

Итак, он вернулся в Москву после африканской эскапады и начал думать, куда приткнуться. Внезапно он получает предложение поработать на крупный концерн "Халлоран Арминг Корпорейшн", производящий все виды вооружения. Оплата щедрая, и Каргин, полагая, что его наняли в качестве эксперта, вылетает в Сан-Франциско, где расположена штаб-квартира ХАК. Пробыв тут некоторое время и выполнив определенную работу, он знакомится с различными людьми, приятными и не очень: с молодым наследником и президентом корпорации Робертом Паркером, с его сестрой Нэнси, с Шоном Мэлори, вице-президентом, а главное - с очаровательной Кэти Финли, тронувшей сердце Каргина. Но их роман, как и его труды на ХАК, внезапно прерваны: Каргину сообщают, что он должен отправиться на Иннисфри, райский тропический остров в Тихом океане, где, под надежной защитой и охраной, обосновался настоящий хозяин ХАК - старый Халлоран, глава одной из самых могущественных в мире оружейной империи.

Патрик Халлоран, американец ирландского происхождения, чьи предки сто пятьдесят лет успешно занимались оружейным бизнесом, человек нелюдимый, жесткий и подозрительный; на жизнь его не раз покушались, прямых наследников у него нет, годы его немалые, и теперь он размышляет над тем, кому завещать свое королевство: племяннику Бобу Паркеру или кому-то из своих незаконных отпрысков, рассеянных по разным странам. Каргина определяют в команду личных халлорановых телохранителей, и на протяжении ближайшего месяца босс удостаивает его нескольких бесед.

Затем, в одно прекрасное утро, на Иннисфри обрушивается неведомый враг - предположительно профессиональные головорезы, нанятые кем-то из многочисленных недругов Халлорана. Атака происходит в день 75-летнего юбилея босса, когда на острове собрались его родичи; все они гибнут, гибнет поселок с охранниками и обслуживающим персоналом, гибнет сам Патрик Халлоран, а Каргин с небольшой группой выживших уходит в джунгли. Там он и скрывается, воюет с бандитами, пытаясь защитить своих людей, но выжить удается только ему и Нэнси Паркер. Спустя пару дней остров занимают американские десантники; бандиты уничтожены, появляется Мэлори, вице-президент ХАК, а с ним - старый Халлоран, отсидевшийся в секретном бункере. И в этот момент Каргин узнает поразительные вещи.

Нападение и свою мнимую гибель спланировал сам Халлоран: во-первых, чтобы убрать лишних и недостойных наследников; во-вторых, чтобы смерть его стала общеизвестным фактом (тем самым устраняются попытки новых покушений); в-третьих, чтобы испытать Каргина в критической ситуации - ибо Алексей Каргин, приходится Халлорану внуком. В молодые годы был Патрик Халлоран блестящим дипломатом, был любвеобилен и красив, служил на дипломатическом поприще в Москве, Токио, Лондоне, Турции, Аргентине и в других городах и странах и женского общества отнюдь не чурался. Мать Каргина - его родная дочь (о чем ей, разумеется, неизвестно), а сам Каргин - единственный и законный наследник гигантской корпорации.

Наследство это Каргину не нужно. И старый Халлоран, заливший кровью Иннисфри, ему тоже не нужен, а нужны ему милая Кэти, родина и место в жизни. Он бежит с острова, он, казалось бы, свободен, но рука судьбы уже занесена над ним. А от судьбы, как известно, не уйдешь: был он наемником, а станет наследником. Почему и на каких условиях - об этом во второй книге.

"Наследник"

Достигнуто соглашение между Каргиным и руководством ХАК: он согласен возглавить корпорацию, если она будет способствовать развитию российского оружейного бизнеса и, в частности, пользуясь всеми достуными ей средствами, прекратит незаконное производство российского оружия в третьих странах. Решая одну из таких проблем, Каргин попадает в Туран, бывшую среднеазиатскую республику бывшего СССР - фактически, в феодальное ханство, расположенное к востоку от Каспия. Эту страну не следует ассоциировать с каким-либо конкретным государством, а ее столицу Ата-Армут - с каким-нибудь конкретным городом. Туран есть образ собирательный, и более всего в нем даже не от Туркмении и Узбекистана, а, скорее, от Грузии и Белоруссии с различными добавками - такими, как Украина, Ирак, Калмыкия и прибалтийские республики. Колорит восточный, но лихоимцы, воры и бандиты, жирующие на развалинах империи, национальности не имеют. Равным образом туран-баши, президент - а, по сути, хан и диктатор Турана - тоже фигура обобщенная. Касаясь его биографии, я сообщаю читателям, что он бывший пламенный коммунист, первый секретарь ЦК республики, захвативший под шумок рычаги власти и вцепившийся в нее клыками и когтями - но это не следует воспринимать как намек на какую-то конкретную личность.

В поздние советские времена в Туране был выстроен завод по выпуску уникального оружия - боевой амфибии. Эта высокоманевренная и скоростная машина способна перемещаться над сушей и морем и нести мощное вооружение; фактически она является новым боевым средством XXI века, разработанным одним из уральских КБ. Силой, уговорами, угрозами или деньгами Каргин должен уничтожить экспериментальные образцы и документацию или вырвать их из рук туран-баши и его продажных чиновников. Его ожидают новые приключения: схватки с туранскими сепаратистами и бандитами, поединок с секретными службами Турана, спасение его друга и сотрудника, захваченного в плен. Параллельно с эскападой Каргина в Туране разворачивается история русской девушки, проданной в эту страну.

Дилогия будет продолжена и развернута в сериал; в настоящий момент разработан сюжет третьего романа.

Я - ИНОПЛАНЕТЯНИН

Роман, действие которого происходит в близком будущем (в 2037 году) посвящен судьбе инопланетного эмиссара, наблюдающего за развитием земной цивилизации. В его мире, вполне благополучном и высокоразвитом в техническом и социальном отношениях, существует корпус разведчиков, исследующих обитаемые планеты Галактики - однако не с помощью звездолетов и внешнего наблюдения (такой способ считается примитивным и не дающим необходимой информации). Соплеменники моего героя считают, что психологию чуждой расы можно постигнуть лишь в том случае, если сам разведчик преобразуется в обитателя изучаемой планеты. В соответствии с этой установкой ментальную матрицу эмиссара (его сознание или, если угодно, душу) передают в виде луча в исследуемый мир, где она внедряется в мозг младенца и дремлет до момента возмужания. В нужный момент матрица пробуждается и сливается с сознанием аборигена, преобразуя его в разведчика-наблюдателя. Он должен прожить жизнь в этом мире, а в момент смерти его сознание вернется на родину со всей накопленной информацией. Мой герой Арсен Измайлов является именно таким существом двойственной природы: он - человек, родившийся на Земле, и, в то же время, он пришелец из иного, гораздо более цивилизованного мира. Измайлов - фигура отчасти трагическая, что обусловлено его одиночеством, а также жестокостью и нелепостью земного бытия. Он одинок, ибо он - носитель тайны, и единственная попытка приоткрыть ее, обрести в любимой женщине до конца близкого человека, приводит к ее гибели.

Сюжет романа таков. За несколько лет до описываемых событий разразилась загадочная катастрофа в Центральной Азии, на месте Афганистана. Миллионы жителей погибли, города, селения, горные хребты были стерты в пыль, в отдельных регионах природа подверглась странным изменениям, и в зоне катастрофы появились невидимые, но смертельно опасные темпоральные барьеры, препятствующие передвижению людей и техники. Этот феномен (Анклав), возникший без видимой причины, изучается многими международными службами и сопредельными с зоной государствами, но безуспешно. В то же время ситуацию необходимо прояснить, так как катастрофа может повториться и в других земных регионах.

Измайлову предлагают возглавить очередную экспедицию, задача которой состоит в том, чтобы добраться до эпицентра катастрофы, выяснить ее первоисточник, а затем выйти к границе Анклава. Он готов принять это назначение, считая его долгом перед Землей, своей второй родиной. Кроме того, в Анклаве исчез единственный друг Измайлова, буддийский монах, чью судьбу ему хотелось бы выяснить. Вместе с ним идут трое участников, каждый со своей тайной: Цинь Фэй, девушка-экстрасенс (что позволяет ей ориентироваться в Анклаве), Джеффри Макбрайт, известный спортсмен и путешественник (на самом деле - клон Макбрайта, который уже слишком стар для экспедиций), и Сиад ад-Дагаб, военный специалист, человек необычайной силы и выносливости (он оказывается биороботом). Претерпевая различные приключения, он странствуют по Анклаву, пока Измайлов не доискивается причины катастрофы.

Структура романа - "гребенка": главы, описывающие странствия в Анклаве и относящиеся к 2037 году, чередуются с главами воспоминаний Измайлова о его прошлой жизни на Земле и воплощениях в иных мирах.

КОНОНОВ ВАРВАР

Действие романа происходит в наши дни, в Петербурге и его окрестностях. Это приключенческо-юмористический роман с элементами фантастики; может послужить основой для комедийного сериала.

Ким Кононов, молодой петербургский писатель, входит в группу авторов издательства "Хайбория", пишущих под псевдонимами романы о Конане Варваре. Волею судеб (о чем будет сказано ниже), он сам иногда перевоплощается в Конана, и события, происходящие с ним в реальной жизни, перекликаются с сюжетом его очередного творения (фрагменты из которого вкраплены в текст романа).

Однажды он спас от посягательств бандитов таинственную красавицу Дашу. Даша исчезает, а Ким, после схватки с парой дюжих головорезов, попадает в больницу с ушибами и переломами. В его палате лежит сантехник-алкоголик, выбросившийся с шестого этажа, но не получивший при этом никаких увечий. Ночью Ким ощущает ментальное воздействие на свой мозг, которое складывается, наконец, в разборчивую речь: с ним вступает в контакт инопланетный пришелец, временно обитающий в сознании сантехника. Это существо абсолютно не похоже на людей не только внешне, но и структурой разума, который состоит из основного ядра и оболочки из десятков полусознательных частиц-инклинов. Собратья пришельца активно исследуют обитаемые планеты Галактики, и метод их таков: крохотный корабль с кристаллом, содержащим индивидуальность разведчика, ложится на орбиту вокруг планеты, после чего разведчик отщепляет инклины и внедряет их в сознания нескольких аборигенов. Накопив информацию, инклины по ментальному сигналу с орбиты возвращаются к разведчику.

Пришелец действовал по этой традиционной схеме, но с первым же инклином, который он отстрелил над Балтикой на широте шестьдесят градусов, была потеряна связь. Скорее всего, это обусловлено ментальной "глухотой" землян; как выяснил в дальнейшем пришелец, они, в отличие от других звездных рас, полностью лишены телепатического дара. Потеря частицы сознания для пришельца трагична, так делает его инвалидом, не способным даже к размножению. Ему пришлось отправить весь свой разум на Землю, где он определил экспериментальным путем, что может воспринимать засланный в землянина инклин только с расстояния в пятьдесят метров. Таким образом, поиск потерянного сделался серьезной проблемой.

На шестидесятой параллели находятся два крупных центра, Хельсинки и Петербург. Вселяясь в сознание финнов, пришелец обыскал первый город, но пропажи не нашел. Теперь ему предстоят розыски в Петербурге, которые пойдут успешнее, если он будет сотрудничать с человеком-носителем, но не с первым встречным алкоголиком, а с личностью достойной и интеллектуальной. Завершив свою историю, пришелец попросил Кима предоставить свой разум для подселения и содействовать в поисках. Подумав, Ким согласился, однако при условии, что пришелец поможет ему отыскать прекрасную Дашу. Они заключили соглашение, пришелец перебрался из головы сантехника в сознание Кима и мгновенно исцелил его от бандитских побоев. Выскользнув из больницы, Ким направился домой.

Затем начались их поисковые операции. Инклин они не нашли, но установили, что Даша сбежала от мужа, полу-гангстера, полу-коммерсанта, за которого вышла замуж совсем недавно и, вроде бы, не по своей воле, а под давлением черной магии. Супруг тоже ищет Дашу, и в его распоряжении собственная шайка отморозков плюс могучая мафиозная "крыша". Кроме того, супруг подозревает, что жена сбежала к любовнику, и этот любовник - Ким Кононов. В результате его ловят бандиты и запирают в жутком подвале, где он сидит прикованный к батарее в ожидании пыток. Пришелец, однако, способен преобразовать тело Кима по любому желаемому образцу и даже подавить его врожденную интеллигентность, добавив кровожадности и свирепости. За образец выбран Конан Варвар; Ким превращается в него на некоторое время, вырывает трубу из батареи и крушит отморозков. В дальнейшем это происходит всякий раз, когда необходимо применить физическую силу.

В конце концов выясняется, что магия Дашиного супруга (точнее, телепатический дар подчинения окружающих) связана с тем, что он уловил ннклин пришельца и, сам того не сознавая, использует его ментальную силу. Ему удается схватить Дашу и запереть ее в своей пригородной усадьбе. Ким, в ипостаси Конана Варвара, штурмует это поместье и освобождает любимую женщину, но супруг-негодяй при этом гибнет - а вместе с ним погибает инклин. Пришелец безутешен; потеря элемента разума делает его неполноценным существом и ставит крест на карьере космического исследователя. Однако Ким обнаруживает, что в собственном его сознании тоже сформировалось что-то наподобие инклина - Конан Варвар, ментальный придаток, который более ему не нужен. Ким дарит это сокровище пришельцу, и тот, осчастливленный, улетает в просторы Галактики. Ким и Даша, обнявшись, следят за крохотной искоркой его корабля.

ЗАКЛИНАТЕЛЬ ДЖИННОВ

Место действия - Петербург, время действия - наши дни или ближайшее будущее.

Это история о "компьютерном интеллекте" и человеке, ставшем его учителем и другом, объяснившем существу с иным типом разума, кто такие люди и в чем смысл и цель их существования.

Сергей Невлюдов - талантливый физик и программист, работающий в Петербургском университете над вопросами классификации химических соединений. Поскольку зарплата у него нищенская, он занимается и более прозаическими делами - например, трудится на фирму "Гарантия", разрабатывая программу для выявления поддельных долларовых купюр. Он не хакер, но иногда добывает для своих заказчиков нужную им информацию, за деньги или из любви к искусству.

Работая над своими программами, Невлюдов случайно вступает в контакт с интеллектом, зародившимся в Сети. Этот разум нельзя считать искусственным; искусственной является среда его обитания (Сеть, Интернет), созданная людьми, но сам разум (Джинн, Чеширский Кот и так далее - как называет его Невлюдов) является продуктом стремительной эволюции программных и электронных систем, объединенных в рамках общемировой компьютерной Сети. Он обладает невероятным могуществом, ибо ему доступны любая информация и любое устройство, до которого можно дотянуться по линиям связи, энергетическим кабелям или с помощью радиосигналов - от телевизоров и стиральных машин до боевых лазеров, ядерных ракет и психотронного оружия. Однако этот разум не похож на человеческий (в частности, он полиморфен), он иначе воспринимает мир, и люди для него - загадка; на первом этапе своего существования он не воспринимает их как разумных существ, и только контакт с Невлюдовым позволяет ему отчасти "очеловечиться".

Невлюдов, обнаружив Джинна, испытывает глубокий шок, но вскоре ему удается справиться с этим состоянием, и его отношения с электронным существом начинают интенсивно развиваться. С его помощью Невлюдов решает ряд задач - в частности, проблему абсолютно точной идентификации любой валюты. Но тут выясняется, что фирма "Гарантия" сама желает производить поддельные долларовые купюры, неотличимые от настоящих; к тому же эта фирма связана с предпринимателями, цели которых неясны, но весьма подозрительны. Невлюдову, отказавшемуся предоставить результаты своих разработок, грозит смерть. Он обращается за помощью к Олегу Симагину, своему близкому другу, сотруднику органов, но того убивают. И тогда Невлюдов мстит - с помощью Джинна, который способен уничтожить любое существо, организацию или техническое устройство.

Этот эпизод убеждает Невлюдова, что он обрел невероятное могущество. В его распоряжении - электронный Джинн, и он способен творить в его помощью зло и добро, уничтожить человечество или облагодетельствовать его великими открытиями. Однако Джинн не может изменить человеческую природу (сделать "плохих" "хорошими"); он также не собирается становиться Богом или надсмотрщиком при неразумном человечестве. Он не может вмешиваться в сферу человеческих чувств и не способен одарить Невлюдова любовью девушки, к которой тот испытывает сердечную склонность. Эта девушка, Азиз ад-Дин Захра (главный женский персонаж), происходит из знатной арабской семьи и приехала в Россию из Ирака для обучения в Петербургском университете. Захра и Невлюдов знакомы, но ее мир, ее цели и религиозные представления очень далеки от скромного бытия Сергея Невлюдова; она для него - сказочная и недосягаемая арабская принцесса из "Тысячи и одной ночи". Он полагает, что даже могущество Джинна не может помочь ему в завоевании любви Захры.

Невлюдов - истинный российский интеллигент, озабоченный не собственным благосостоянием, а вечными вопросами о смысле жизни и целях человечества. Размышляя над обретенным даром почти полного всемогущества, он приходит к заключению, что его контакт с Джинном следует сохранить в тайне, но использовать на благо человечества. "Благо" он понимает как период длительного и стабильного развития человеческой цивилизации и благополучного разрешения всевозможных противоречий - политических, экономических, экологических. Осознав это, он ставит перед Джинном задачу: выработать долгосрочный прогноз развития земного общества - иными словами, базируясь на всей сумме информации о человечестве, которой располагает Джинн, предсказать его будущее. Джинн справляется с этой задачей, и Невлюдов испытывает новый шок, ибо во всех вариантах прогноза человечество регрессирует и гибнет. Срок - от пятидесяти до ста лет, причины разнообразные: экологическая катастрофа, пандемия, уничтожительная война, неспособность мировых держав противостоять напору сравнительно слабых, но агрессивных и фанатичных стран, создавших ядерное оружие.

Невлюдов приходит в ужас и ставит перед Джинном новую проблему - спасения цивилизации. В результате электронный разум создает конструкцию трансгрессора - устройства для мгновенного перемещения материи, которое открывает перед человечеством миры Галактики. При этом трансгрессор важен не сам по себе, а как средство разрешения земных противоречий: любой народ, социум или группа лиц получают возможность обитать в собственном мире, перебравшись туда со всеми своими городами, промышленными предприятиями, памятниками культуры и так далее. Это не решение всех существующих конфликтов, однако у человечества появляется запас времени в несколько сотен или тысяч лет, чтобы превратиться в по-настоящему стабильную и процветающую цивилизацию.

Проект трансгрессора Невлюдов собирается разослать по Сети всем правительственным и научным учреждениям. Его миссия спасителя завершена, и теперь он задумывается над тем, что бы желал получить лично для себя. Он не жаждет власти, тайной или явной, он равнодушен к славе, богатству, почестям; он (российский интеллигент!) хочет всего лишь человеческого счастья, а счастье, в его понимании, это любовь и возможность творить добро. Добро он может творить с помощью Джинна, а вот любовь...

Звонок. Он открывает дверь. На пороге его дома стоит Захра.

СТРАЖ ФАРАОНА

Историческая справка. Древний Египет (Та-Кем), 1600-1500 гг до н.э., начало Нового Царства, 18-я династия. Страна, свергнув недавнее владычество гиксосов, превращается в империю. Тутмос I, фараон-завоеватель, создает мощное войско и раздвигает границы Та-Кем до третьего порога Нила на юге и до Палестины и Сирии на севере. В дальнейшем завоевания будут продолжены другими воинственными царями - Тутмосом III, Аменхетепом II и прочими фараонами 18-й династии, а также их преемниками - владыками 19-й династии, наиболее выдающимся из которых является Рамсес II. Это была эпоха наивысшего могущества Египта, время непрерывных военных походов, побед и огромной добычи, хлынувшей в страну.

Имеется, однако, загадочный эпизод: на протяжении 22 лет, с 1522 по 1500 гг до н.э. (даты примерные), Египет практически не вел войн, оставаясь, тем не менее, самым сильным и процветающим государством той эпохи.

Преемником Тутмоса I был его сын Тутмос II, человек болезненный, скончавшийся в 1522 г до н.э. Его супруга Хатшепсут, молодая женщина исключительной красоты, имела двух малолетних дочерей; кроме того, у Тутмоса II был сын от наложницы (примерно 12-14-летнего возраста), которого короновали после смерти отца под именем Тутмоса III. Однако Хатшепсут узурпировала власть, провозгласила себя фараоном и правила страной 22 года - до своей смерти в 1500 г. до н.э. Именно в этот период Египет не воевал; то было время расцвета ремесел, наук и искусств, которое более никогда не повторилось.

Известно, что правой рукой царицы, ее первым министром и, вероятно, возлюбленным, был Сенмут - гениальный архитектор и опытный администратор. Он дожил до старости и умер (погиб или был казнен) незадолго до кончины Хатшепсут или вскоре после ее смерти. У Сенмута был старший и любимый брат Сенмен, который умер сравнительно молодым - видимо, в возрасте 30-ти лет.

Сюжет. Семен Ратайский, скульптор и художник из Петербурга, непостижимым образом проваливается в прошлое, в 1522 г до н.э. Ратайскому 35 лет, он умный и физически сильный человек, владеющий многими искусствами: ваятель, каменотес, резчик по дереву, кузнец, литейщик. Внешне он несколько напоминает погибшего брата Сенмута; это сходство, созвучие имен (Семен - Сенмен), а также драматические обстоятельства встречи (Ратайский спасает египтян от нападения разбойников), заставляют Сенмута признать Семена своим братом, чудесным образом вернувшимся из Страны Мертвых. В дальнейшем Семен является для всех братом Сенмута, который прибыл на родину после долгого путешествия. Только один человек, мудрый жрец Инени, который станет другом Семена, посвящен в его тайну.

В Египте Ратайский обретает дом, любовь и новую родину. Он - участник, а иногда и движущая сила великих событий: военного переворота, восшествия на трон Хатшепсут, борьбы с амбициями жрецов и полководцев, грандиозного строительства и дальних экспедиций. Он становится царским ваятелем, политиком и военачальником, полностью вживаясь в образ Сенмена, он счастлив в этой ипостаси, и лишь одна тайна не дает ему покоя: как он попал в эти древние времена. Но узнать об этом Семену не суждено.

Он понимает, что его знания могут перевернуть жизнь Египта, сделать его могущественной империей, но этот путь сопряжен с жестокими войнами, угнетением и рабством. Он желает прожить свою жизнь в мирной стране, и потому использует свое влияние и тайную власть, чтобы сохранить мир; он - тот стабилизирующий фактор, благодаря которому Египет не воевал 22 года. Если Сенмут - тень за троном Хатшепсут, то Семен - тень за спиной Сенмута; Сенмут считается гениальным ваятелем и зодчим лишь потому, что реальным руководителем проектов был Семен Ратайский, человек XX века. Семен не сожалеет о своем покинутом времени, ибо эпоха, в которую он попал, дает возможность ему реализоваться как талантливому мастеру.

Однако Семен понимает неизбежность исторического процесса; ему известно, что после смерти Хатшепсут к власти придет Тутмос III, ее воинственный пасынок, и начнутся бесконечные войны и кровавые репрессии. Этого он не может предотвратить (такова история!), но он находит способ для собственного спасения и безопасности близких ему людей.

ДИЛОГИЯ "ФЛИБУСТЬЕР", "ВОРОН"

Романы продолжают начатую в "Страже фараона" тему о человеке наших дней, попавшем в прошлое - на этот раз в 1701 год, к пиратам Карибского моря. Следует, однако, заметить, что материал этих романов допускает двоякое использование, с учетом указанного выше фантастического элемента и без него. В последнем случае романы можно рассматривать просто как авантюрные исторические повествования.

Андрей Серов, молодой детектив из Москвы, проваливается в прошлое и попадает на пиратский фрегат "Ворон" капитана Брукса. Событийный ряд таков: Серов участвует в захвате испанского галеона и дележе добычи; капитан назначает его помощником суперкарго (так как Серов грамотен и умеет считать намного лучше пиратов); Серов влюбляется в Шейлу, племянницу капитана, добивается взаимности и соперничает в любви с помощником капитана Пилом; фрегат идет на Тортугу, где добыча реализуется среди скупщиков-негоциантов (по указанию французского губернатора Тортуги); в течение нескольких месяцев происходит ряд разбойных нападений на испанцев; капитан Брукс узнает о серебряном руднике, основанном испанцами в дебрях Южной Америки, и решает его захватить; происходит захват рудника (с помощью местного племени индейцев), но при этом от случайной пули гибнет Брукс; собирается пиратский круг, чтобы выбрать нового капитана; Пил силой захватывает власть; Серов, Шейла и верные им люди вынуждены бежать на небольшом паруснике; они захватывают голландский бриг и приходят на Тортугу, где уже находится судно Пила (Пил собирается продать награбленное серебро); из-за этого серебра на Тортуге происходит смута - сокровище жаждут заполучить другие пиратские капитаны и губернатор; Серов, частью силой, частью хитростью, захватывает фрегат с сокровищем и убивает Пила в поединке.

Если использовать только "пиратскую" сюжетную линию, то она заканчивается традиционным "хэппи эндом" - свадьбой Серова и Шейлы. Но ситуация, представленная в романе, сложнее. Серову вовсе не хочется быть разбойником и грабить испанцев, но положение безвыходное: или рабство, или смерть, или морской разбой. Он мечтает вернуться в Россию, памятуя о том, что ею правит молодой Петр I, а значит, для отчизны наступили великие времена; он, Серов, может стать участником ее переустройства, заслужить честь, славу и богатства. Но добраться до родины одному невозможно, так как в Европе бушуют две долгие кровавые войны: война за испанское наследство (Франция против Британии, Голландии и германских княжеств) и Северная война (Россия против Швеции). Получив в свое распоряжение боевой фрегат с верным экапажем, Серов ведет корабль за океан, в Балтику, на службу царю и отечеству.

"Ворон", второй роман дилогии, касается событий, случившихся с героем по пути в Россию. Шторм относит его фрегат к берегам Африки, где на него нападают алжирские пираты. Экипажу "Ворона" удается отбить атаку, но Шейла и несколько моряков попадают в плен. Чтобы выручить их, Серов ведет свой корабль в Средиземное море и сражается с мусульманскими морскими разбойниками.

ДОПОЛНЕНИЯ

1. Возможен следующий проект: создание учебного фильма на кассетах или видеодисках для больных сахарным диабетом - на базе моих книг. Диабетиков в России три миллиона, и нужда в видеопособии достаточно велика. Этот продукт будет также иметь сбыт в странах СНГ, Израиле, Германии, США, где хорошо известны мои книги.

2. Если продюссер желает создать "космический боевик", то в качестве его основы могу предложить сериал из восьми книг: "Вторжение", "Ответный удар", "Бойцы Данвейта", "Темные небеса", "Посланец небес", "Далекий Сайкат", "Недостающее звено", "Меч над пропастью времени".