buster.nsh@gmail.com
   
   
  ENGLISH   VERSION
 
   
 

ГЛАВНАЯКРИТИКАГОСТЕВАЯ

 
 
 

"Бойцы Данвейта" 2008, "ЭКСМО",

серия "Абсолютное оружие"

 

По поводу этого романа Алексей Зырянов прислал мне письмо 18.10.2009 на гостевую страницу моего сайта. Это письмо обширно и фактически является рецензией, но ответить на гостевой странице я не могу - ответ тоже получился объемистый. Поэтому я скопировал письмо в раздел "Критика" и отвечаю здесь.

Привожу письмо Алексея - дословно и без каких-либо редакторских правок текста.

* * *

Позволю себе сделать выдержки из книги, и прокомментировать их: "-...В России водка - больше чем водка... можно сказать, часть национального самосознания... В общем, одно неотделимо от другого..." (с.97).

Хочется пристыдить за это утверждение. Оно не может браться за аксиому в создании фантастического текста. Тем более, автору надо было бы задуматься, прежде чем вписывать в уста своих героев эти "бранные" и необоснованно порочащие всю нацию фразы.

Михаил Ахманов - автор книги, написанной в соавторстве с Гарри Гаррисоном ("Мир cмерти-7", 2001 [Алексей говорит о моем романе "Недруги по разуму" - М.А.]). Его имя должно [быть - М.А.] известно любителям боевой фантастики за рубежом, а значит, и подобные тексты попадут в руки читателей Европы и Северной Америки. А кому привыкли верить западные обыватели? После трудов Толстого, Чехова, Горького они поверят и современным писателям России, и еще пуще убедятся в своих мнениях о нас, как о народе пьющем: везде, когда угодно, и с кем угодно. Лишь бы тот другой их "уважал".

Забегу вперед, и выделю еще один отрывок, продолжающий в том же ключе: "-...Пил, пью и буду пить. - Птурс выплеснул чай, и вакуумный утилизатор с утробным чмоканьем всосал жидкость. - Ничего не поделаешь, дружище... Национальная болезнь..." (с.314).

Позорная фраза в речи героя будущего. Ахманову надо изживать подобные тезисы в произведениях, где фигурируют персонажи, олицетворяющие русскую нацию.

"... Но вероятно, Занту и в самом деле была особенной лоона эо, исключением среди своих сородичей. Была или стала такой, ибо отчаяние, тоска и одиночество способствуют переменам..." (с.225).

Ну, это же - неоднозначно со стороны психологии! Мало, что ли загубленных одиночек, отчаявшихся жить в тоске? Хотя, возможно, на Том Свете веселее, и уход в его пространство - важная перемена в жизни человека. Мне, как буддисту, это понятно. Но персонажи автора живут все в том же "живом" мире. И, если Ахманов претендует на философскую составляющую трактовки некоторых событий, то должен понимать причины смещения линий поведения людей в общей структуре мироздания. Воля - вот, что заставляет совершать перемены в судьбе личности. Еще греческий философ Гераклит заявлял, что "характер создает судьбу". Потакание своим негативным ощущениям приводит к упадку процесса совершенствования и саморазвития. Только волевое желание покончить с тоской и однообразием вершит перемены в жизнеустройстве индивида.

"...Низкая гравитация и стерильные условия в астроидах способствуют продлению жизни..." (с.286).

Хочется поднять на смех такие заверения. Опыты, проводившиеся на борту международной космической станции, по инициированию процедуры созревания плода в невесомости, привели к выводу, что зародыш не может достичь состояния развития целостного организма. Притяжение планеты способствует формированию полноценного существа. Также, и уже созревшие представители фауны Земли, не могли по-настоящему функционировать как существа, способные к размножению.

По поводу стерильности. На Земле не развивалось ничего в условиях стерильности. В одном нашем воздухе не одни лишь Кислород, Углерод и Азот - в нем смесь газов. Стерильными космическими объектами, в большую сторону, чем, допустим, Земля, можно назвать: Меркурий, Марс, Луна. Вот уж, если верить Ахманову, где условия будут способствовать продлению жизни. А я-то думаю, зачем китайцы стремятся высадить своего космонавта на Марс и Луну!? По крайней мере, такие планы открыты всей общественности. Ну и пусть... раз уж они поверили Ахманову - нам лучше - не будут больше претендовать на наши земли и... Черкизовский рынок в Москве.

"...Это Антарктида, материк на Южном полюсе, - молвил Вальдес. - Тут ледники, которые считались вечными, но в двадцать первом веке они начали таять. К счастью, мы справились с этим, иначе нас ждал всемирный потоп..." (с.334-335).

Смешно, так как неосмотрительно со стороны Ахманова подойти с незнанием сути вопроса. Таяние льдов в Антарктиде, это даже не проблема - в чем заверяют независимые ученые. Ледяная шапка Антарктиды таяла всегда! А что до потопа, так об этом уже было заявлено в октябрьской передаче на телевидении в 2009-м году, называя все мнения о глобальном потеплении "глобальным надувательством". Углеродные выбросы в атмосферу планеты Земля не превышали тех норм (по природной мерке), что "бушевали" до индустриального бума ХХ века.

Общее повествование схоже с сюжетной линией фильма "Пятый элемент". В нем тоже есть представительница расы, имеющая черты аналогичные человеческим. И она, как и героиня Милы Йовович, влюбляется в героя землянина. Даже зачатие ребенка в конце фильма имеет свою подобную форму и в завершающей части книги "Бойцы Данвейта". К тому же, описания инопланетных существ очень близки тем образам, что создал в своей киноленте Люк Бессон.

Единственное, что выйдет в зачет без упреков у Ахмановского текста, это - концовка. Не лишена, конечно же, романтического флера, но в ней есть жизненность. Она не совсем универсальна там, где есть любовный треугольник, а скорее близка русской действительности. Она растрогала, надо признать. Ожидалось немного другого. Ахманов не свел роман к классической манере "космической оперы", внеся колорит любовного сюжета, присущего отечественному читателю.

* * *

Теперь с Вами, дорогой читатель, побеседую я, Михаил Ахманов.

Письмо Алексея - надо думать, человека молодого и весьма наивного - можно было бы отнести к числу курьезов, но я так не считаю. По правде говоря, это письмо меня обрадовало. Среди нас, людей старшего поколения, идут разговоры о том, что нынешняя молодежь мало читает, а кто-то (например, Борис Натанович Стругацкий) полагает, что скоро читать вообще перестанут, заменив это занятие разглядыванием комиксов. Я не разделяю эту позицию. Мне кажется, что читать будут всегда, и книга, в том или ином виде, останется в грядущих веках одной из основ нашей цивилизации. Письмо Алексея - подтверждение тому, что молодежь не только читает, но и не стесняется высказывать свое мнение в письменной форме. Есть и еще одно любопытное обстоятельство: Алексей пишет, что он - буддист, а я впервые слышу о буддисте, который читает фантастические романы. Правда, буддист он плохой, и это я сейчас докажу.

Одна из буддийских традиций - уважение к старшим, к более опытным и знающим. Алексей эту традицию нарушил, так как его письмо выдержано в тоне поучения - он учит, что Ахманов должен делать, а чего не должен, и он полагает, что лучше Ахманова разбирается в любой проблеме, от алкоголизма до глобального потепления. Это нескромно. Даже очень нескромно, если учесть мой возраст, жизненный опыт, образование и ученую степень. С другой стороны, присланный Алексеем текст доказывает, что с русским языком он не в ладах, и его образование несколько хромает. Я бы, Алексей, наложил на Вас епитимью: вертеть колесо десять тысяч раз, повторяя при этом: "Прости мне, Будда, грех нескромности".

Теперь обратимся к Вашему тексту и проблеме пьянства. Вы пишете:

"Хочется пристыдить за это утверждение. Оно не может браться за аксиому в создании фантастического текста. Тем более, автору надо было бы задуматься, прежде чем вписывать в уста своих героев эти "бранные" и необоснованно порочащие всю нацию фразы.

Михаил Ахманов - автор книги, написанной в соавторстве с Гарри Гаррисоном ("Мир cмерти-7", 2001. Его имя должно [быть - М.А.] известно любителям боевой фантастики за рубежом, а значит, и подобные тексты попадут в руки читателей Европы и Северной Америки. А кому привыкли верить западные обыватели? После трудов Толстого, Чехова, Горького они поверят и современным писателям России, и еще пуще убедятся в своих мнениях о нас, как о народе пьющем: везде, когда угодно, и с кем угодно. Лишь бы тот другой их "уважал".

И далее:

"Позорная фраза в речи героя будущего. Ахманову надо изживать подобные тезисы в произведениях, где фигурируют персонажи, олицетворяющие русскую нацию".

Прежде всего замечу, что роман "Мир Смерти. Недруги по разуму" написан мной без всякого участия Гарри Гаррисона и на европейские языки не переводился, как и другие мои книги. Увы, жителям Запада, а также Востока и Юга, писатель Ахманов абсолютно неизвестен! И если они, эти жители-обыватели, пожелают узнать, как обстоят дела с пьянством в России, то они обратятся не в романам, а к официальной статистике. И узнают страшные вещи: о том, что по потреблению крепких напитков на душу населения Россия в мировых лидерах, что пить и нюхать клей начинают с десяти лет, что мы перешагнули черту, за которой пьянство ведет к деградации нации, что в России два с половиной миллиона наркоманов, а пьющих - на порядок больше. Это не секрет, об этом, Алексей, говорят по телевизору, который Вы смотрите. Что до меня, то я хорошо осведомлен в проблемах алкоголизма и наркомании, так как, кроме фантастических романов, пишу книги для больных людей. Я знаю, что реальность ужасна, и говорю правду. И у Вас еще хватает совести меня стыдить?

Но поразительно другое. Эта ужасная реальность, эти несчастные пьяницы и наркоманы Вас совершенно не беспокоят, а тревожит то, как мы выглядим в глазах западных обывателей. Простите, Алексей, но это ханжество и лицемерие! Говоря проще, не за народную беду Вы болеете, а за иллюзию ложного благополучия в чьих-то там глазах. И поэтому я еще раз повторяю, что Вы - плохой буддист. Искренне верующий человек трудится над исправлением ситуации, а не над ее лакировкой.

Рассмотрим следующий пассаж, о Занту, психологии и могуществе воли. Вы пишете:

"Ну, это же - неоднозначно со стороны психологии! Мало, что ли загубленных одиночек, отчаявшихся жить в тоске? Хотя, возможно, на Том Свете веселее, и уход в его пространство - важная перемена в жизни человека. Мне, как буддисту, это понятно. Но персонажи автора живут все в том же "живом" мире. И, если Ахманов претендует на философскую составляющую трактовки некоторых событий, то должен понимать причины смещения линий поведения людей в общей структуре мироздания. Воля - вот, что заставляет совершать перемены в судьбе личности. Еще греческий философ Гераклит заявлял, что "характер создает судьбу". Потакание своим негативным ощущениям приводит к упадку процесса совершенствования и саморазвития. Только волевое желание покончить с тоской и однообразием вершит перемены в жизнеустройстве индивида".

Ну, дорогой мой, Вы наворотили! Особенно меня потрясла фраза, что я "должен понимать причины смещения линий поведения людей в общей структуре мироздания". Вы, очевидно, это понимаете, а мы с моей героиней Занту - нет. А почему? А потому, что Занту - не человек, а принадлежит к расе лоона эо и очень, очень сильно отличается от людей во всех отношениях, включая психологию и физиологию. Например, у лоона эо - четыре пола, и зачатие происходит исключительно ментально, телепатическим путем. Что до могущества воли по Гераклиту, то Вы расскажите об этом убийцам, которые сидят в зоне. У них наверняка есть "волевое желание покончить с тоской и однообразием" лесоповала, удрать и кого-нибудь зарезать, да не пускают охрана и собачки. Напомню, что Занту - с точки зрения ее расы - преступница, осужденная на одиночество; потому и происходит то, что у меня описано. И Гераклит здесь совершенно ни при чем, как и люди-земляне с их "смещенными линиями поведения". Уверяю Вас, инопланетянка Занту об этом впервые слышит.

Пойдем дальше, к вопросу о низкой гравитации и стерильных условиях, которые способствуют продлению жизни. Вы пишете:

"Хочется поднять на смех такие заверения. Опыты, проводившиеся на борту международной космической станции, по инициированию процедуры созревания плода в невесомости, привели к выводу, что зародыш не может достичь состояния развития целостного организма. Притяжение планеты способствует формированию полноценного существа. Также, и уже созревшие представители фауны Земли, не могли по-настоящему функционировать как существа, способные к размножению.

По поводу стерильности. На Земле не развивалось ничего в условиях стерильности. В одном нашем воздухе не одни лишь Кислород, Углерод и Азот - в нем смесь газов. Стерильными космическими объектами, в большую сторону, чем, допустим, Земля, можно назвать: Меркурий, Марс, Луна. Вот уж, если верить Ахманову, где условия будут способствовать продлению жизни. А я-то думаю, зачем китайцы стремятся высадить своего космонавта на Марс и Луну!? По крайней мере, такие планы открыты всей общественности. Ну и пусть... раз уж они поверили Ахманову - нам лучше - не будут больше претендовать на наши земли и... Черкизовский рынок в Москве".

Вам, Алексей, хочется смеяться, а мне - плакать, потому что эти два абзаца свидетельствуют о Вашем дремучем невежестве в физике, биологии, астрономии и даже в русском языке, так как по его правилам кислород, углерод и азот пишутся с маленькой буквы. Кроме трех этих компонентов, в воздухе еще много чего есть: другие газы, молекулы воды, ионы, пыль и всякие вредные микробы. Поэтому мы заражаемся и болеем. Поэтому в продвинутых больницах есть стерильные палаты, куда помещают особо тяжелых пациентов, обеззараживая воздух ультрафиолетовым излучением. Именно в таких условиях высокой стерильности живут космонавты на борту космической станции. А как же иначе? Представьте, что у одного случился грипп, и все перезаразились, кашляют, чихают... Ужас! Среди Кислорода, Углерода и Азота летают сопли! Летают, потому что на станции полная невесомость. А лоона эо живут вовсе не в невесомости, а при пониженном тяготении три-четыре десятых земного (примерно такое тяготение на Марсе). Об этом у меня написано. Вы, Алексей, вообще-то каким местом книги читаете?

Пассаж о китайцах я не буду комментировать. Только замечу, что китайцы не могут верить или не верить писателю Ахманову, так как моих книг не читали. А жаль! Перевели бы меня на китайский и напечатали бы в Поднебесной - это ведь какие тиражи!.. какие гонорары!.. И все, заметьте, в юанях, что в эпоху кризиса очень даже кстати.

Следующая Ваша претензия - по поводу ледников Антарктиды, которые начали таять, из-за чего планете угрожал всемирный потоп. Вы пишете:

"Смешно, так как неосмотрительно со стороны Ахманова подойти с незнанием сути вопроса. Таяние льдов в Антарктиде, это даже не проблема - в чем заверяют независимые ученые. Ледяная шапка Антарктиды таяла всегда! А что до потопа, так об этом уже было заявлено в октябрьской передаче на телевидении в 2009-м году, называя все мнения о глобальном потеплении "глобальным надувательством". Углеродные выбросы в атмосферу планеты Земля не превышали тех норм (по природной мерке), что "бушевали" до индустриального бума ХХ века".

Уверяю Вас, что Ахманов - человек осмотрительный и к любому делу подходит с пониманием сути вопроса. Промышленные выбросы в атмосферу как причина потепления - это Ваши, Алексей, домыслы и фантазии, а я о таком в романе не писал. Я совсем другое имел в виду - рост солнечной активности, что является главным фактором, определяющим климат Земли. Солнце - это "агрегат", который отапливает и освещает нашу планету, и "мощность" этих процессов меняется во времени весьма сложным образом - известны циклы в 11 лет, в 22 года и долговременный цикл 400-600 лет (точный срок пока неизвестен). Сейчас мы находимся в начале периода потепления, связанного с ростом солнечной радиации. Именно Солнце может растопить льды и устроить нам вселенский потоп, а вовсе не жалкие "углеродные выбросы в атмосферу".

Далее Вы пишете:

"Общее повествование схоже с сюжетной линией фильма "Пятый элемент". В нем тоже есть представительница расы, имеющая черты аналогичные человеческим. И она, как и героиня Милы Йовович, влюбляется в героя землянина. Даже зачатие ребенка в конце фильма имеет свою подобную форму и в завершающей части книги "Бойцы Данвейта". К тому же, описания инопланетных существ очень близки тем образам, что создал в своей киноленте Люк Бессон".

Извините, Алексей, но это бред. Сюжет "Пятого элемента" таков: к Земле приближается космическое чудовище, способное уничтожить нашу планету. Некие инопланетные гуманисты посылают нам "совершенное создание" (это героиня Милы Йовович), которое может нас защитить. Что и происходит - при содействии героя-землянина (Брюс Уиллис). А вот сюжет моего романа: земляне-наемники сражаются с плохишами дроми, защищая древнюю цивилизацию лоона эо. Герой (Сергей Вальдес) встречает представительницу этой расы (Занту), и между ними возникает чувство, подобное любви. Но их чувство бесперспективно, так как Занту похожа на женщину лишь внешне. Вальдес, однако, обладает ментальным даром и способен подарить Занту дитя, после чего они навсегда расстаются. История грустная, совсем другая, чем в "Пятом элементе" и, разумеется, без "хэппи энда".

Опять тот же вопрос, Алексей: каким местом Вы читаете книги и смотрите фильмы?.. Вы пишете: "Даже зачатие ребенка в конце фильма имеет свою подобную форму и в завершающей части книги "Бойцы Данвейта". Ничего подобного! Всякий, кто смотрел "Пятый элемент", подтвердит, что акт любви между Брюсом и прелестной Милочкой происходит вовсе не телепатически, а самым естественным образом, так как героиня Йовович - человек, и снабжена всем присущим женщине инструментарием. Она может стать супругой героического Брюса и нарожать ему кучу детишек. А мои персонажи расстаются, потому что Занту - не человек.

Ваше странное заключение, Алексей, я отношу за счет того, что Вы акцентировали внимание на любви земного мужчины и инопланетной девицы. Но в фантастике это одна из вечных тем, что тянется от "Аэлиты" Толстого до голливудской комедии "Моя мачеха - инопланетянка". И что с того? Уверяю Вас, что ни Толстой, ни Ахманов не содрали свои сюжеты с "Пятого элемента".

Обратимся к последним фразам отзыва. Вы пишете:

"Единственное, что выйдет в зачет без упреков у Ахмановского текста, это - концовка. Не лишена, конечно же, романтического флера, но в ней есть жизненность. Она не совсем универсальна там, где есть любовный треугольник, а скорее близка русской действительности. Она растрогала, надо признать. Ожидалось немного другого. Ахманов не свел роман к классической манере "космической оперы", внеся колорит любовного сюжета, присущего отечественному читателю".

Вот это "Единственное, что выйдет в зачет без упреков" писателю Ахманову, и оправдывает весь роман. Так что данной темы стоит коснуться подробнее.

В разделе "Критика" я помещаю все отзывы о своих произведениях, и читатели могут убедиться, что среди них есть не просто отрицательные, а издевательские. Такое пишут отнюдь не идиоты, а завистники, иногда "недруги по писательскому цеху", считающие меня опасным конкурентом на том пиршестве, где издатели наделяют авторов гонорарами. Сами они слишком ленивы, чтобы трудиться постоянно и плодотворно, и я их понимаю: легче в двадцати строчках обгадить чужое, чем написать приличную книгу. Но Алексей к этим типам не относится, он вовсе не завистник, а просто мой читатель, коему не понравились всякие мелочи - о пьянстве, низкой гравитации и вселенском потопе. Мелочи, однако, и есть мелочи. Мой роман о другом, это печальный рассказ о любви, которой не суждено состояться, ибо мужчина-землянин и женщина-инопланетянка (как бы женщина) разделены неодолимым барьером физиологии. И похоже, эта история тронула Алексея. Значит, я не зря старался и цели своей достиг.

"Бойцы Данвейта" отнюдь не лучший мой роман. Но когда он вышел, обнаружились отзывы читателей, считавших, что он написан "по-женски", даже была высказана гипотеза: а не женщина ли писатель Ахманов?.. Это мнение я воспринял как большую похвалу. Писатель должен, просто обязан творить разнообразные вещи, и если я умею писать "как женщина", как Гарри Гаррисон и как ни на кого не похожий Ахманов, то это хорошо. Это означает, что есть шанс сильно удивить читателя. И если даже читатель недоволен тем и этим, я смогу его задеть, захватить и донести то главное, чему, собственно, и посвящен мой труд. Алексей пишет: "Концовка... растрогала". Но к этой концовке движется вся моя история, и значит, мой читатель-критик испытал ощущение сопричастности к чужой обреченной любви. Этого я и добивался.

В заключение сообщу, что недавно вышел роман "Врата Галактики", продолжающий сюжетную линию "Бойцов Данвейта". Сергей Вальдес давно уже мертв, но его сыновья живы. Один сын - человек, другой - лоона эо, потомок Вальдеса и Занту. Они встречаются... Что дальше? Читайте, кому интересно.