buster.nsh@gmail.com
   
   
  ENGLISH   VERSION
 
   
 

ГЛАВНАЯИНТЕРВЬЮГОСТЕВАЯ

 
 
 

Интервью сайту "Создатели миров", апрель 2012 (После Роскона-2012)

1. Какие мероприятия Вы посещали на прошедшем сконе? Чем они Вам приглянулись и заинтересовали?

ОТВЕТ: Разумеется, я посетил все торжественные церемонии - открытие кона и награждение премиями. Кроме того, побывал на семинарах: "Что такое "неформат" (ничего нового не узнал); "Фантастическая идея - приемы ТРИЗ" (тоже ничего нового, так как с одной из инженерных команд ТРИЗ я долгое время сотрудничал); "Права на электронное издание" (очень полезный семинар, проведенный Ройфе и Колесниковым). Наиболее интересной для меня была встреча с Сергеем Абрамовым. Я полностью поддерживаю инициативу устроителей Роскона, приглашающих на наши конференции таких заслуженных авторов советских времен, как Павлов и Абрамов - а до них, если не ошибаюсь, нас посетил Владимир Михайлов (ныне, к сожалению, покойный).

2. Какие события или награждения Вас больше всего удивили (как с положительной стороны, так и с отрицательной)?

ОТВЕТ: Отрицательных эмоций на Росконе у меня не бывает. Работа писателя - труд одиночки, поэтому встречи с единомышленниками, с людьми, которые любят и творят фантастику, всегда приятны. Меня удивило и обрадовало присуждение премии Вячеславу Шульге за роман "Берег дна" в номинации "Межавторские проекты". К Вячеславу я питаю большую симпатию. До этого он был мне известен под прозвищем Бегемот, и я считал его великолепным фотографом, а он, оказывается, еще и писатель. Это доказывает известный факт: фэн, фотограф, художник, издатель, редактор или любой другой человек, попавший в нашу среду, рано или поздно начинает писать фантастику.

3. Какое, на Ваш взгляд, самое главное отличие конференции 2012 года от предыдущих?

ОТВЕТ: Я вижу два таких отличия:

А). Впервые за последние годы Роскон проходил без активного участия Леонида Шкуровича, еще недавно возглавлявшего редакцию фантастики "ЭКСМО". Шкурович - это целая эпоха в нашей фантастической литературе, и рядом с ним я, пожалуй, могу поставить только Вадима Назарова, одного из основателей легендарного питерского "Северо-Запада". Надеюсь, что без Леонида фантастика в "ЭКСМО" не оскудеет, а там, где он сейчас трудится, прирастет.

Б). Второй момент - резкое падения тиражей "бумажных" книг и снижение числа переизданий, что не может не беспокоить писателей. В распространении электронных изданий я не усматривал бы ничего плохого, если бы они оплачивались авторам. Но это касается только малой части книг (например, при их покупке на ЛитРесе), а в массовых количествах книги скачиваются с пиратских сайтов. Это явная причина, но есть еще и другая, о которой говорили Олди. По данным Роскона в 2010 году вышло 598 романов, 74 книги межавторских проектов и 857 повестей и рассказов, а соответствующие результаты за 2011 год таковы: романы - 774, межавторские пректы - 127, повести и рассказы - 933. По первой (основной) позиции прирост за год составил около 30%, а для межавторских проектов - более 50%. Полагаю, что писатели уже обнаружили, что читателей на всех не хватает. Естественный рефлекс самозащиты - попытки сотворить по восемь-десять романов в год - ведет к снижению литературного уровня и дальнейшему оглуплению читателя. Что мы и имеем в полный рост.

Как-то давно мой соученик по университету, парень из ГДР, сказал: "У вас странная страна. Сегодня у вас чего-то нет ни фига, а завтра этого самого до фига". Это верно; Россия - как и бывший СССР - "страны перекосов". Наш массолит тоже перекошен в сторону фантастики (вернее - псевдофантастики), занявшей ниши приключенческой литературы, исторического романа, мистики, сказки, отчасти даже детектива. Это очень плохо, так как должны развиваться в разумной пропорции все остросюжетные жанры. Полагаю, кризис перепроизводства неизбежен. Как спастись от этого? На Росконе-2012 Антоном Первушиным был проведен семинар "Перекуем световые мечи на орала", на котором внимание фантастов обращалось на научно-популярную литературу (нон-фикшн). Я давно работаю в этой области и боюсь, что внедрение фантастов в нон-фикшн приведет к потоку псевдонаучных сочинений, ибо легче написать книгу в духе Мулдашева или о том, как вылечить рак морковкой, чем качественный труд по физике, биологии, истории, парамедицине - для этого нужны знания. Я не отвергаю этот путь, но хотел бы заметить, что считаю необходимым возрождение и развитие приключенческого и исторического романа - без всяких "попаданцев".

4. Скажите, в чем Вы видите смысл проведения подобных мероприятий для всех любителей фантастики и для себя в частности?

ОТВЕТ: Любители фантастики бывают разные. Для фэнов такие конференции - возможность пообщаться с писателями, высказать свое мнение об их творчестве. Для молодых авторов - получить полезный опыт. Для издателей - провести переговоры с тем или иным пишущим человеком, выяснить предпочтения читателей. Лично для меня это радость встреч с коллегами и друзьями из других городов или хотя бы известия о них. Не все известия радостны: много лет я дружил с Николаем Чадовичем, встречался с ним на Росконе и Интерпрессконе, но Коли больше нет. Я думал, что теперь среди моих знакомых писателей не будет никого из Минска, но вот повстречался на Росконе-2012 с хорошим человеком, с автором-минчанином, который к тому же знал Брайдера и Чадовича. Я умею ценить такие встречи.